Рекомендации по работе

Методические материалы:

Полезные ссылки:

Сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся». 
Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 
Проектная деятельность в школе
Организация проектной деятельности в школе (МИОО)
Проектная деятельность в начальной школе. Всероссийский Интернет-педсовет

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ 
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
  • СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
  • ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДОВОГО ДОКЛАДА
  • СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
  • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРАИЛА ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
  • ПРАВИЛА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
  • ПОЛОЖЕНИЕ О РЕФЕРАТЕ
  • СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
  • ЛИТЕРАТУРА
ПРОЕКТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Объем работы не должен превышать 20-25 страниц, включая титульный лист, аннотацию, основное содержание, выводы, заключение, список литературы, приложения. Работа должна быть представлена на бумаге (2 экземпляра) и в электронном виде (на диске или дискете). Работу необходимо предоставлять в папке или переплете.
Текст должен быть набран на компьютере и расположен на одной стороне листа, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер шрифта, параметры страницы: верхнее, нижнее, правое поля - 2 см, левое поле - 3 см.
Титульный лист (первая страница, номер страницы не ставится): указываются название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, тема работы (не более 7 слов), ФИ автора (-ов) полностью, класс, школа, ФИО руководителя работы (полностью), его должность и место работы, населенный пункт и год выполнения работы.
Аннотация (вторая страница, номер страницы не ставится) – краткое описание проекта (тезисное изложение): включает главные разделы исследовательского проекта: цель, методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы; краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Указывается объем работы, количество таблиц, рисунков, иллюстраций, использованных литературных источников.
Оглавление (третья страница, с нее начинает ставиться номер -3): перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах. Порядковый номер не ставится возле разделов: введение, выводы, заключение, список литературы, приложение.
Введение: включает актуальность и новизну выбранной темы, научную гипотезу, объект и предмет исследования, цель и задачи работы.
Основная часть работы: a. Теоретический материал по исследованию: кратко излагаются основные научные данные по теме проекта. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники (в виде квадратных скобок с указанием порядкового номера источника). b. Методика исследования: указываются методика (-и) исследования, их авторы, методы первичной и статистической обработки собранного материала. Выбранные методики должны соответствовать цели исследования. Описывается ход проведения исследования.
Результаты исследования: производится обработка численных и фактических данных исследования, их анализ (таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.п. выносятся в приложение). В тексте работы указываются ссылки на каждое представленное приложение. 8. Выводы: приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач.
Заключение: могут быть приведены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы.
Список литературы оформляется в соответствии с правилами составления библиографического списка.
Приложение: рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д.. Каждое приложение должно иметь номер и название.
Рецензия. Исследовательская работа может включать рецензию (-и), составленную руководителем работы, либо научным сотрудником, работающим в данной области (рецензии не входят в общий объем работы). Критерии оценки исследовательской работы • Актуальность и новизна темы работы. • Правильное определение объекта и предмета исследования. • Соответствие поставленной цели теме работы. • Целесообразность и последовательность поставленных задач для выполнения цели. • Правильная и четкая формулировка цели и задач. • Обоснованность выбора методики исследования, соответствие задачам работы. • Логичность построения схемы работы над проектом. • Достаточность собранного материала. • Глубина проработанности и осмысления собранного материала. • Владение современными методами анализа полученных результатов (методы математической статистики). • Практическая значимость и обоснованность выводов. • Соответствие выводов задачам работы и результатам исследования. • Полнота и четкость представления данных по внедрению рекомендаций по проекту. • Уровень владения специальной терминологией, используемой в работе над проектом. • Целесообразность и эффективность использования в сообщении наглядного материала (рисунков, фотографий, схем, диаграмм и т.п.). • Правильное оформление списка используемой литературы, наличие в тексте ссылок на литературные источники.
Качество общего оформления работы (переплет, аккуратность и т.д.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ СТЕНДОВОГО ДОКЛАДА
1. Стендовый доклад представляется на 1-2 листах ватмана, размером 60х110 см, сориентированный горизонтально или вертикально. 2. В верхней части листа указывается: ­ название темы работы (размер шрифта не более 48 мм), ­ фамилия (-и), имя (-ена) автора (-ов) работы, ­ класс, № школы или наименование учреждения дополнительного образования, название детского объединения, ­ ФИО руководителей и консультантов. 3. Текст стендового доклада выполняется на пишущей машинке или компьютере на бумаге формата А4, шрифтом размера не менее 14 мм. 4. Текст иллюстрируется схемами, таблицами (на листах формата А3), графиками, рисунками и фотографиями, имеющими названия, нумерацию и условные обозначения. 5. В содержании текста стендового доклада отражаются цель, задачи, методика, основные результаты и выводы (или заключение), а также ссылки на весь иллюстрированный материал. 6. При оформлении стендового доклада необходимо учитывать следующие моменты: ­ материал должен быть изложен кратко и соответствовать устному сообщению; ­ использование цветовых выделений текста и общего оформления должно быть умеренным (не более 3-х цветов). ТРЕБОВАНИЯ к оформлению списка литературы
1.Список использованной литературы идет под заглавием «Литература». Расширительное наименование не рекомендуется. 2.Описания первоисточников располагаются строго по алфавиту, по первому слову, будь то фамилия автора или первое слово названия работы. 3.Примеры библиографических описаний:
ü Книга одного автора: Зайцев Г.К. Школьная валеология.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.-160 с. ü Книга из двух и более авторов: Левчук, Ю.А. Понимаете ли вы физику?/ Ю.А. Левчук, М.Х. Розовский, Л.В. Сазонова.-М.: Знание, 2002.-94 с.
ü Книги 4-х и более авторов описываются под заглавием. Если авторов четыре, приводят фамилии всех четырех авторов. Если их пять и более – приводят фамилии первых трех со словами «и др.». Химическая и биологическая защита растений/П.А. Хижняк, Г.А. Бегляров, В.Г. Стативкин, А.М. Никифоров.-М.: «Колос», 1971.-215 с.
ü Статья из сборника: Шлотгауэр, С.Д. Обоснование перспективной сети природных охраняемых территорий Хабаровского края/С.Д. Шлотгауэр//Научные исследования в заповедниках Приамурья.-Владивосток-Хабаровск. Дальнаука,2000.-С.8-18.
ü Статья из журнала, газеты: Дегтярев П.Я.Титаномагниевая промышленность России//География и экология в школе XXI века.-2005.-№ 10.-С.8-15.

РЕКОМЕНДАЦИИ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Среди комбинированных форм представления результатов исследования следует особенно выделить компьютерные презентации. Современная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме. Чаще всего для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Office Power Point, все версии которой позволяют демонстрировать текст, рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. Принято придерживаться определенной последовательности в изложении: 1. Титульный слайд: тема работы, данные об авторе(ах), руководителе(ях). 2. Цель работы, основные задачи, рабочая гипотеза. 3. Использованные методики, методы (с указанием авторов), характеристика объекта. 4. Этапы работы, описание результатов изучения свойств объекта. 5. Объяснение (обсуждение) результатов. 6. Выводы. 7. Возможности практического использования результатов исследования (социальное значение работы) и перспективы дальнейшей работы по данной теме. 8. Благодарности людям, осуществляющим поддержку и помощь автору в достижении цели работы (при наличии). 9. Источники информации.
Основные правила оформления мультимедийной презентации Ø Содержание презентации не должно дублировать доклад выступающего, приводятся лишь тезисы; Ø Цветовая гамма фона и текста должна быть контрастной (темный текст на светлом фоне или наоборот); Ø Не рекомендуется в качестве фона использовать фотографии или рисунки, поскольку изображенные на них объекты будут мешать воспринимать текст слайда (отнимать внимание аудитории); Ø Нельзя перегружать презентацию эффектами анимации и картинками, если они не соответствуют логике изложения материала; Ø Все слайды презентации рекомендуется оформлять в едином стиле (одинаковые фон, цветовая гамма, эффекты смены слайдов). Оформление презентации должно соответствовать содержанию презентации; Ø Каждый слайд должен задерживаться на экране на время, необходимое для прочитывания текста (просматривания изображения), плюс несколько секунд на осмысление информации аудиторией; Ø Таблицы, графики, фотографии, рисунки, представляемые в презентации должны иметь нумерацию и название; Ø Обратите внимание на целесообразность включения в презентацию сводных таблиц, схем и т.п.: как правило, они содержат большую информацию и могут занять много времени для комментирования. Информация, содержащаяся в наглядности, в течение выступления должна быть усвоена аудиторией; Ø Шрифт используемого текста должен иметь размер не менее 20, не забывайте, что большое количество мелкого шрифта на экране не воспринимается; Ø Помните, что на большом экране грамматические и пунктуационные ошибки сразу бросаются в глаза: тщательно проверьте весь текст на их наличие; Ø Не забывайте про возможность пропускать, повторять, менять порядок возникновения слайдов во время презентации (используя правую кнопку мыши).
Виды презентаций
Публичным этапом исследовательской деятельности является её презентация – демонстрация полученных результатов. Эта часть работы представляет определенные трудности для школьников, т.к. они не осознают необходимости подготовки презентации, что приводит к недостаточной наглядности и, как следствие, к низкой оценке значимости этого исследования другими людьми. Условно все презентации можно сгруппировать по способу представления информации в три блока: вербальный или словесный (устный доклад, собеседование, написание статьи или реферата, обсуждение темы во время «круглого стола»), наглядный (действующие модели, макеты, географические карты, плакаты, альбомы рисунков и фотографий, собранные коллекции) и комбинированный (буклеты, видеофильмы, стенды (постеры), портфолио, мультимедиа презентации). Предлагаем некоторые практические рекомендации, которые помогут школьнику подготовить публичное выступление, сопровождаемое мультимедиа презентацией.
Как правило, презентации содержат типичные ошибки, как в самом сообщении, так и в представлении наглядных данных, что затрудняет восприятие информации, не позволяет создать целостное представление о проведенном исследовании.
Типичные ошибки устного доклада: Ø несоответствие сообщения теме исследования; Ø отсутствие логики построения выступления; Ø преобладание обзора литературы над представлением результатов исследования; Ø отсутствие специальной терминологии; Ø превышение регламента.
Типичные ошибки мультимедиа презентации: Ø дублирование доклада выступающего; Ø неверная последовательность чередования слайдов; Ø быстрая смена слайдов; Ø изобилие эффектов анимации, цветовой гаммы; Ø обилие мелкого текста; Ø использование таблиц, рисунков, диаграмм, фотографий без названия и нумерации; Ø грамматические и пунктуационные ошибки; Ø большой объем презентации (количества слайдов).
-4- Если Ваша презентация предназначена для выступления на конференции или олимпиаде помните, что члены жюри: Ø Определяют уровень Вашей подготовленности к представлению результатов своей деятельности в форме публичного сообщения, публичному обсуждению экологической информации и к аргументированному отстаиванию собственного мнения. Ø Оценивают Ваш реальный вклад в деятельность, которая была направлена на достижение представляемых общественности результатов. Ø Создают условия для свободного обмена информацией, полученной в ходе выполнения проектов, опытом практической деятельности в сфере экологии, мнениями о содержании проектов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРАИЛА ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
1. Определение цели выступления Не путайте цель презентации с целями исследовательской работы. Цель любой презентации – убедить. Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой. Часто при подготовке презентации выступающие концентрируются на вопросе: «Что я буду говорить?». Вместо этого нужно задать себе другой вопрос: «Зачем я собираюсь проводить эту презентацию?». Ваша презентация должна давать ответ именно на этот вопрос. Попробуйте сформулировать Ваши цели, начиная словами: - по окончании презентации слушатели будут… - цель моей презентации - … - я буду говорить о …. для того чтобы ….
2. Сбор информации об аудитории Информация о Вашей аудитории еще при подготовке презентации является очень важным шагом к успеху. Вам необходимо знать, кто будет Вашим слушателем. Тогда Вы сможете настроиться на аудиторию и тем самым задать нужный лад. Соберите необходимую информацию о ваших будущих слушателях, руководствуясь предлагаемым списком наиболее важных вопросов: - Какой средний возраст слушателей? - Сколько человек будет присутствовать? - Каково их знание обсуждаемой темы? - Причины их присутствия на презентации? Каковы их цели? - Каковы их ожидания?
3.Определение основных вопросов, на которые надо обратить внимание слушателей, их формулировка и запись Выделив основные идеи, Вы поможете слушателям легче следить за ходом Вашей презентации.
3. Определение регламента Продолжительность презентации определяется регламентом и чаще всего составляет 7-10 минут.
4. Деление выступления на 3 части: Ø Вступление Работа над вступлением очень важный момент презентации, поскольку слушатели формируют мнение о Вас уже в первые несколько минут. Сделайте все возможное, чтобы это мнение было позитивным. Подумайте о том, что Вам нужно сказать во вступлении. Как минимум необходимо заставить аудиторию слушать Вашу презентацию (привлечь внимание цитатой или интересными данными, указать интересы аудитории: для чего аудитория пришла Вас слушать, что полезного в Вашей презентации для слушателей?). Свое выступление можно начать с названия темы сообщения; кратко и убедительно, со ссылкой на авторитеты и внешние обстоятельства рассказать о том, что послужило причиной выбора именно этой темы (значимость проекта).
Ø Основная часть Создание структуры основной части презентации является одной из самых важных частей выступления, поскольку несет ту информацию, которую Вы хотите донести до слушателей. В этой части доклада необходимо описать проблемную ситуацию и сформулировать содержание проблемы; назвать авторов использованных методик; описать полученные данные и предложить собственную интерпретацию результатов.
Ø Заключение Подготовка яркого и запоминающегося заключения – следующий шаг планирования презентации. Ниже приведены ключевые составляющие заключения: - яркое высказывание – переход к заключению, - повторение основных идей презентации, - подведение итогов, - короткое запоминающееся высказывание в конце выступления. В заключительной части сообщения Вы также должны рассказать о внедрении в практику результатов проекта и личном вкладе при его выполнении. 5.Выстраивание идеи в логической последовательности, исключение лишнего Для того чтобы логика подачи материала не нарушалась, а слушателям было легко за ней следить, Вам необходимо продумать переходы: - от вступления к основной части презентации и далее к заключению, - от одной основной идеи к другой, - от слайда к слайду. Переход – это связь между окончанием одной важной идеи и началом другой. Обязательно продумайте, каким образом вы будете давать аудитории понять, что Вы закончили обсуждение одного тезиса Вашего доклада и переходите к следующему. С помощью переходов создается естественный ход презентации, что позволяет аудитории легко следить за Вашим рассказом. Для обозначения перехода можно: - использовать короткие фразы, - выдержать паузу, - изменить тон голоса.
5. Образность презентации После того, как Вы выделите основные идеи презентации, Вам необходимо подобрать материал, сопровождающий эти идеи. Используйте рисунки, графики, иллюстрации, плакаты, карты, фотографии и т.п.
6. Ясность изложения, использование простых, кротких предложений Для того, чтобы выступить успешно, Вы должны не только владеть материалом, но и уметь преподнести слушателям в форме, удобной и понятной для них.
7. Использование точной информации и фактов Основной принцип Вашего выступления – научность. При использовании информации будьте готовы ответить, кто ее автор и из какого источника она приведена.
8. Правильность грамматики, произношения имен и фамилий, иностранных и трудных слов После составления текста не забывайте про грамматические правила, это позволит яснее изложить Вашу мысль. Если Вы неуверенны в правильности произношения отдельных слов, лучше не используйте их в своем выступлении.
Жюри конференции или олимпиады, как правило, оценивает доклад выступающего по таким показателям: Ø Соответствие содержания сообщения заявленной теме; Ø Соответствие поставленной цели теме сообщения; Целесообразность поставленных задач и последовательность их представления; Ø Логичность построения схемы работы над проектом; Ø Четкость формулировок темы, цели и задач; Ø Доступность и ясность представления методик и описания результатов проекта, представленных выводов; Ø Полнота и четкость представления результатов внедрения проекта в практику; Ø Целесообразность и эффективность использования в сообщении представленного наглядного материала с точки зрения его информационной достаточности и восприятия; Ø Четкость ответов на вопросы по существу сообщения и содержанию проекта; Ø Уровень владения специальной терминологией, использование в работе над проектом.

ОСНОВЫНЕ ЭТАПЫ И ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Среди комбинированных форм представления результатов исследования следует особенно выделить компьютерные (мультимедиа) презентации. Современная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме. Чаще всего для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Office Power Point, все версии которой позволяют демонстрировать текст, рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. Если Вы решили сопроводить Ваше выступление мультимедиа презентацией, продумайте ее содержание и оформление.
Презентация должна включать 10-20 слайдов. Принято придерживаться определенной последовательности в их изложении: 10. Титульный слайд: тема работы, данные об авторе(ах), руководителе(ях). 11. Цель работы, основные задачи, рабочая гипотеза. 12. Использованные методики, методы (с указанием авторов), характеристика объекта. 13. Этапы работы, описание результатов изучения свойств объекта. 14. Объяснение (обсуждение) результатов.
-8- 15. Выводы. 16. Возможности практического использования результатов исследования (социальное значение работы) и перспективы дальнейшей работы по данной теме. 17. Благодарности людям, осуществляющим поддержку и помощь автору в достижении цели работы (при наличии). 18. Источники информации.
Основные правила оформления мультимедиа презентации: Ø Содержание презентации не должно дублировать доклад выступающего, приводятся лишь тезисы; Ø Цветовая гамма фона и текста должна быть контрастной (темный текст на светлом фоне или наоборот); Ø Не рекомендуется в качестве фона использовать фотографии или рисунки, поскольку изображенные на них объекты будут мешать воспринимать текст слайда (отнимать внимание аудитории); Ø Нельзя перегружать презентацию эффектами анимации и картинками, если они не соответствуют логике изложения материала; Ø Все слайды презентации рекомендуется оформлять в едином стиле (одинаковые фон, цветовая гамма, эффекты смены слайдов). Оформление презентации должно соответствовать содержанию презентации; Ø Каждый слайд должен задерживаться на экране на время, необходимое для прочитывания текста (просматривания изображения), плюс несколько секунд на осмысление информации аудиторией; Ø Таблицы, графики, фотографии, рисунки, представляемые в презентации должны иметь нумерацию и название; Ø Обратите внимание на целесообразность включения в презентацию сводных таблиц, схем и т.п.: как правило, они содержат большую информацию и могут занять много времени для комментирования. Информация, содержащаяся в наглядности, в течение выступления должна быть усвоена аудиторией; Ø Шрифт используемого текста должен иметь размер не менее 20, не забывайте, что большое количество мелкого шрифта на экране не воспринимается; Ø Помните, что на большом экране грамматические и пунктуационные ошибки сразу бросаются в глаза: тщательно проверьте весь текст на их наличие;
- Ø Не забывайте про возможность пропускать, повторять, менять порядок возникновения слайдов во время презентации (используя правую кнопку мыши). Помните, что коммуникативное поведение, навыки публичного выступления у школьников формируется целенаправленно и постепенно. Уделяете основное внимание практике, так как в процессе выступления перед разными группами у Вас исчезнет страх и возникнет чувство глубокого удовлетворения и удовольствия от хорошо проделанной работ

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов: подготовка к исследованию, проведение исследования, оформление исследования, защита работы. Каждый этап представляет собой работу, как учащегося, так и педагога. Поэтому на каждом этапе прослеживается совместная деятельность. Деятельность педагога Этапы выполнения исследовательской работы Деятельность учащегося Предлагает,
Ставит проблему,
Консультирует,
Наблюдает,
Советует,
Помогает,
Уточняет,
Проверяет,
Дополняет,
Обобщает,
Контролирует,
Следит,
Участвует в оценке проекта I. Подготовка к исследованию 1. Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Выделение основных понятий темы. 4. Изучение литературы по теме исследования. 5. Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования. Анализирует, Сравнивает, Выбирает, Исследует, Изучает, Формирует, Конспектирует, Рисует, Чертит, Генерирует идеи, Разрабатывает, Определяет, Подсчитывает, Контролирует, Оформляет, Защищает проект II. Проведение исследования 1. Подбор методик исследования 2. Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты). 3. Анализ исследования, выводы по эксперименту. III. Оформление исследования 1. Написание введения, основной части работы и заключения. 2. Оформление титульного листа. 3. Составление списка литературы. 4. Составление списка иллюстраций. 5. Составление приложений. IV. Защита работы 1. Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии. 2. Подготовка выступления и мультимедийной презентации для публичной защиты. Любая исследовательская работа состоит из нескольких разделов: • введение (отражены актуальность проблемы, объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи) • основная часть (раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть) • выводы (содержатся итоги работы) • заключение (содержатся рекомендации) • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей) • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, фотографий и т.д.)
Для многих учащихся именно введение является самым трудным разделом исследовательской работы. Прежде чем учащийся начнет работать над введением, на подготовительном этапе педагог должен объяснить и помочь сформулировать такие понятия как объект и предмет исследования, гипотеза, цели и задачи. Объектную область исследования – это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Для естественно-научного направления объектными областями являются зоология, ботаника, промышленная экология, социальная экология, медицинская экология, гидробиология и т.д.
Объект исследования – явление или предмет, на которые направлена чья-либо деятельность или внимание. Нельзя путать объект исследования с предметом – это конкретная часть объекта, которая изучается. Так, человек – объект изучения многих областей (наук): медицины, психологии, демографии, философии и т.д. Но каждая из них изучает в человеке разные стороны. Предмет исследования медицины – строение и физиологические процессы, философии – мировоззрение человека, а демографии – численность его популяции. Таким образом, объект – это целое, а предмет является частью объекта. Изучается именно предмет, т.е. конкретное свойство объекта. Иначе говоря, объект уже объектной области, предмет – уже объекта. Границы между объектной областью, объектом и предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом случае может стать предметом.
Объект и предмет исследования должны отражаться в теме исследовательской работы. Посмотрите, пожалуйста, на экран и из перечисленных ниже формулировок тем выберите наиболее правильную:
• Экологическая оценка современного состояния нерестилищ Цимлянского водохранилища • Нерестилища Цимлянского водохранилища • Цимлянское водохранилище и его будущее Так, из перечисленных ниже формулировок тем наиболее правильной будет первая, т.к здесь отражается объект исследования и предмет исследования. Кроме этого тема должна точно отражать содержание работы. Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения. Поскольку гипотеза содержит предположение о связи определенной деятельности с его результатом, то это должно звучать и в ее формулировке. Далее приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – достижение конкретного результата исследования. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его получения?». Цель может начинаться со следующих слов: – Выявление… – Исследование… – Оценка… – Анализ… – Разработка… – Изучение… и т.д. Цель не должна дословно повторять тему работы или отличаться от нее лишь несколькими словами. Цель достигается через решение определенных задач. Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать для достижения цели. Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это этапы достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола: – Выявить… – Разработать… – Установить… – Изучить… – Провести… – Решить… – Проанализировать… – Обобщить… и т.д. Таким образом, поэтапно выполняя задачи исследования, мы добиваемся достижения целей своей работы.
Весь вышеизложенный материал необходимо отразить во введении, кроме этого указать актуальность исследования. Введение не должно быть объемным. Для оттого раздела достаточно 1-2 листов.
Следующий раздел – основная часть, где раскрывается содержание работы. Этот раздел состоит из трех частей: 1. Теоретический материал по исследованию. В этой части кратко излагаются основные научные данные по теме проекта. Необходимо в реферативной форме изложить сведения о предполагаемом объекте исследования. При этом можно использовать научную и научно-популярную литературу, периодические издания, архивные материалы, рассказ старожилов. 2. Методика исследования. В этой части указываются методика(-и) исследования, их авторы, методы первичной и статистической обработки собранного материала. Выбранные методики должны соответствовать цели исследования. Далее описывается ход проведения исследования. Важно, чтобы учащийся описал все этапы проведения исследования, свой личный вклад в исследование. 3. Результаты исследования. В этой части производится обработка численных и фактических данных исследования, их анализ.
Заключительной частью работы являются выводы. Выводы – это раздел, в котором в сжатом виде описываются основные результаты исследовательской работы. Выводы должны быть краткими, четкими, конкретными и соответствовать поставленным задачам.
Заключение – это раздел, в котором описано отношение автора проекта к рассмотренной проблеме и перспективы продолжения работы в данном направлении, указаны практические рекомендации.
Список литературы – это раздел, в котором описаны источники информации, использованные при выполнении данной исследовательской работы.
Приложения – это раздел, в котором представлен материал, не вошедший в основное содержание рукописи, но имеющий прямое отношение к проекту (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д.).
Но в любой исследовательской работе оценивается не только содержательная часть, но и оформление работы, т.к. к оформлению работы также предъявляются определенные требования. К сожалению, в большинстве случаев работы, поступающие на конкурсы, не соответствуют требованиям к оформлению. Поэтому я хочу представить Вам примерные требования к оформлению исследовательских работ.
1. Общие требования. Рукопись представляют напечатанной в текстовом редакторе Word, шрифт – Time New Roman, номер - 12. Формат страницы А4: верхнее поле - 2 см, нижнее поле - 2 см, левое поле - 3 см, правое поле - 1,5 см. Расстояние между строками - полтора интервала. Текст должен располагаться на одной стороне листа. Объем рукописи – 25-30 страниц с приложениями. 2. Титульный лист (первая страница, номер страницы не ставится) включает следующую информацию: ­ название (наименование) организации (учреждения, ведомства), кото¬рое обеспечивало работу над проектом, располагают в верхней части титульного листа; ­ название (тему) проекта располагают в средней части титульного листа и выполняют крупным шрифтом; ­ сведения об авторе (авторах) проекта - фамилия, имя, место учебы - располагают в правой части листа; ­ сведения о руководителе и научном руководителе проекта - фамилия, имя, отчество, научное звание, место работы и должность - располагают в правой части ти-тульного листа под сведениями об авторе проекта; ­ название места (населенного пункта) и года выполнения проекта распо-лагают в нижней части листа. 3. Оглавление (вторая страница, с нее начинает ставиться номер-2): перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах. Порядковый номер не ставится возле разделов: введение, выводы, заключение, список литературы, приложение. 4. Введение. 5. Основная часть (теоретический материал, методика исследования, результаты исследования). В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники (в виде квадратных скобок с указанием порядкового номера литературного источника). В тексте работы указываются ссылки на все представленные рисунки, фотографии, таблицы, графики, диаграммы. Все рисунки, фотографии, таблицы, графики и т.д. должны иметь номер и название. Если рисунок, график, диаграмма и т.д. вынесены в приложение, то ссылка делается с указанием номера приложения. Фотографии и рисунки всегда выносятся в приложения, а сводные таблицы, графики, диаграммы можно оставить в тексте. 8. Выводы. Выводы нумеруются. 9. Заключение. 10. Список литературы. Сведения об информационных источниках представляются в соответствии с общепринятыми требованиями. 11. Приложение. Каждое приложение должно иметь номер. Помещенные в приложение фотографии, рисунки, таблицы, диаграммы, графики и т.д. обязательно должны иметь номер и название.

ПРАВИЛА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
1. Излагай выступление по плану, выделяя его смысловые части. 2. Говори громко и ясно, смотря в лица сидящих перед тобой, твой голос должен быть выразительным, а скорость речи – разумная для восприятия. 3. Соблюдай грамматические правила, шире используй свой словарный запас. 4. Следи за своей дикцией, совершенствуй ее. 5. Используй подготовленный наглядный материал. 6. Старайся усилить эмоциональность выступления: говори выразительно с правильной интонацией, используй жесты, паузы до и после важных мыслей. 7. Соблюдай регламент. 8. Следи за тем, как тебя слушают и воспринимают, устанавливай контакт со слушателями и обратную связь. 9. Будь вежливым и доброжелательным при обсуждении. 10. Внимательно записывай новые предложения, идеи. 11. Не забывай, что очень важен располагающий внешний вид докладчика, осанка, доброжелательное выражение лица, улыбка.
Шесть отличий устной речи от письменной
1. Интонация – выражает отношение к тому, о чем идет речь; оттенки речи расширяют смысл сказанного; интонация усиливает воздействие слова, передает оттенки мысли (таблица 1). 2. Адресность – обращена к определенной аудитории (говорящий приспосабливается к аудитории), от нее зависят структура и характер речи. 3. Жест – (выразительный) сопровождает речь. 4. Мимика – подчеркивает и усиливает действие произнесенного слова (пауза в речи, улыбка, нахмуренные брови), т.е. делает речь доступной, наглядной, выразительной, эмоциональной. 5. Умение публично мыслить – способность формулировать мысли в процессе речи, говорить свободно, не заучивая наизусть, облекая в живую форму (иначе работает на мысль, а память!). 6. Импровизация.

Таблица 1. Сравнительная характеристика «плохого» и «хорошего» голоса
«хороший» голос «плохой» голос рекомендации Приятный Спокойный Доверительный Управляемый Теплый Мелодичный Заботливый Уверенный Дружеский Окрашенный интонацией Звучный Выразительный Естественный Резкий Дрожащий Хриплый Отрывистый Пронзительный Плаксивый Скрипучий Неуверенный Бесцветный Скучный Слабый Напряженный Монотонный 1. Слушайте себя. Запишите свой голос на пленку. 2. Обратите внимание на: - резонанс - темп - выразительность - артикуляцию
3.  Читайте вслух по 10 минут.
4.   Выступайте публично.
5.   Слушайте хороших
      дикторов.
Список литературы
1. Герасимова С.И. Организационные формы внеклассной работы по экологии // Дополнительное образование. – 2004. - № 1. – С.43-47. 2. Литовченко Е.Л. Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе поисково-исследовательской деятельности // Методист. – 2006. – № 9. – С. 61-63. 3. Титов Е.В. Олимпиада школьников по экологии: подготовка и проведение: Методическое пособие. М.: Школьные технологии, 2004. 304 .

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕФЕРАТЕ
РЕФЕРАТ – исследование теоретико-методического характера краткое изложение содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ, а также критический обзор источников. Это итог глубокой самостоятельной работы над определенной темой, носит информационный характер. Описательно-информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики, где читатель сам мог бы отобрать то, что ему необходимо. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала. Реферат должен отражать точку зрения автора на рассматриваемую проблему, и накопленный по ней результативный опыт. Работая над рефератом, педагог должен: 1- обосновать актуальность темы исследования; 2-представить различные точки зрения на данную проблему, отраженные в научно-методической литературе; 3-высказать собственное мнение; 4-показать, какие основания для педагогической деятельности открываются и реализуются при использовании данной психолого-педагогической теории или технологии; 5-кратко проиллюстрировать теоретическую часть опытом собственной деятельности. автору реферата необходимо обращать внимание на последовательность и логику изложения материала, ясность тезисов, выдвигаемых в реферате, четкость аргументации, точность в употреблении понятийного аппарата и собственных умозаключений. Особое внимание следует обратить на то, что предложенный материал должен быть всегда адресным, т.е. необходимо производить цитирование. Списывание без соответствующих ссылок недопустимо! Ценность реферата повысится, если его будут сопровождать приложения. 4. Примерная структура реферата: -титульный лист (учреждение, тема, автор, должность, год); -оглавление; -введение (краткий анализ проблемы, обоснование актуальности, предмет, цель и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования); -теоретическая часть (анализ концептуальных положений по избранной проблеме, анализ первоисточников; научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения); -практическая часть (авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.); эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов; -заключение (выводы по результатам проведенного исследования); библиография; риложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности: описание занятий, планов работы, диаграммы, графики и др.). Объем реферата – 20-25 страниц печатного текста.
                  СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ – реферат, составленный на основе двух и более исходных       документов.
РЕФЕРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ - непериодическое или периодическое информационное издание, представляющее собой упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих реферат. РЕФЕРАТИВНЫЙ СБОРНИК – периодическое или продолжающееся реферативное издание, выходящее в виде сборника.








СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Издание предназначено работникам методических служб учреждений эколого-биологической направленности: административным работникам, методистам, педагогам организующим исследовательскую и проектную деятельность учащихся. и самим учащимся, занимающимся этой деятельность
А
Автореферат – особый вид научного произведения (на правах рукописи), служащего средством информирования широкой научной общественности о полученных научных результатах и введении в научный оборот. В нем излагаются основные идеи и выводы исследовательской работы, показывается вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследования.
Активизация – 1) усиление, оживление деятельности, побуждение к решительным действиям, 2) педагогическая мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил обучающихся.
Активные методы обучения – методы, при использовании которых образовательная деятельность носит творческий характер, формируется познавательный интерес и развивается творческое мышление. К активным методам обучения относятся: проблемный рассказ и проблемно построенная лекция, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемно-поисковые упражнения, исследовательские работы, методы развивающего обучения, познавательных игр, создания ситуации познавательного спора, создания эмоционально-нравственных ситуаций, аналогий, создания на занятиях ситуаций занимательности, анализа на занятии жизненных ситуаций и др.
Актуализация – воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния; перевод их из потенциального состояния в актуальное действие. Понятие разработано Б.Г.Ананьевым и его учениками.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса.
Алармизм – научное течение, акцентирующее внимание на катастрофичности последствий воздействия человека на природу и необходимости принятия мер для оптимизации системы «природа – общество».
Алгоритм – совокупность действий, правила для решения данной задачи.
Алгоритмизация – предписание действий, производимых в определенном порядке для получения искомого результата.
Анализ (от греч. analysis — разложение): 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). 2) Синоним научного исследования вообще. 3) В формальной логике — уточнение логической формы (структуры) рассуждения.
Аналогия (от греч. аnalogia – соответствие) – прием познания, заключающийся в сравнительном сопоставлении явлений, объектов или систем, при котором происходит перенос свойств одного явления, объекта или системы на другой.
Анкета (франц. enquete, букв. — расследование), опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.
Анкетирование - техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения.
Аннотация (от лат. аnnotation – примечание, пометка) – краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях.
Апробация – одобрение, утверждение после проверки, испытания.
Аргумент – 1) суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории). 2) Основание (часть основания) доказательства. 3) В математике аргумент функции — независимая переменная величина, от значений которой зависят значения функции. Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Б
Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.
Библиографический список – элемент библиографического аппарата, который составляет одну из существенных частей исследовательской работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора и позволяющий судить о степени фундаментальности проведенного исследования.
В
Валидность – комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.
Введение – структурная часть основного текста, представляющая собой начальную главу. Имеет целью ориентировать читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление исследовательской работы начитается с в., в котором раскрываются актуальность, объект, предмет, проблемы и цель, задачи исследования, его новизна, формулируется гипотеза, описываются методы исследований.
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь.
Внедрение результатов исследования (опыта) – целенаправленное распространение нововведений, практическое использование прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований; в педагогической практике – система мер директивного характера, обеспечивающая обязательное применение новшеств всеми членами педагогического коллектива.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования
Г
Генерализация (от лат.generalis – общий, главный) – обобщение, логический переход от частного к общему.
Гипотеза (от греч.hypothesis – предположение) – научное предположение, подлежащее проверке.
Глоссарий (от лат.glossarium) – толковый словарь непонятных и малоупотребительных слов и выражений, обычно к отдельному произведению или тексту.
З
Задача – система, в которой представлены основные компоненты (исходный предмет, задачи, требование задачи), требующая от субъекта целенаправленных действий для нахождения неизвестного, на основе использования его связей с известным, в условиях, когда субъект не обладает способами (алгоритмами) и средствами этого действия.
Задачи познавательно-исследовательские – решаются на основе известных знаний (способов) решения и способствуют приобретению новых знаний или способов решения, овладению техникой эксперимента, работой с научной литературой, овладению способами разработки структурных схем, созданию и применению алгоритмов программирования учебной деятельности, составлению библиографии, текстов, составлению и решению практических задач, разработке мероприятий, рецензированию статей, книги и т.п.
Задачи учебно-исследовательские – направлены на освоение того, что надо делать, способствуют овладению определенными способами действий, комплексом умений и навыков, применению полученных знаний в последующей учебной деятельности, овладению технологией исследования, осуществлению поиска новых неизвестных способов решения путем постановки проблемы, построения и доказательства гипотезы, применение соответствующих научных методов. Учебно-исследовательские задачи в целом направлены на получение конкретного результата, на нахождение противоречий между известным и искомым посредством промежуточных операций, через анализ условий происхождения теоретических знаний, овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированных на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области, использование координации заученных действий в изменившихся условиях.
Задачи научно-исследовательские – направлены на организацию самой исследовательской деятельности. Их решение предполагает свободное овладение методологией науки. Данный тип задачи совершенствует умения использовать методы научного познания, прогнозировать дальнейшее развитие науки, производства, самостоятельно поставить научный эксперимент, обработать и обобщить результаты, самостоятельно разработать методику решения исследовательской задачи.
Задачи профессиональные научно-исследовательские – предполагают осмысление и теоретическое обоснование научных положений, самостоятельное формирование исследовательских задач научного и практического) характера, поиск и реализацию решения, доказательство верности полученных результатов, их изложение и обоснование, осуществление научного обеспечения (разработка программ фундаментальных и прикладных исследований), внедрение научных исследований в практику.
И
Идея (от греч.idea – понятие, представление) – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.
Индукция (от лат.inductio – наведение) – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях каких-либо явлений.
Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий с установленным сроком исполнения. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
К
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Л
Логический метод исследования – это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося (или развившегося) объекта в виде теории его развития.
Лонгитюдиальный (лонгитюдный) – длительный, продолжительный, долговременный.
Лонгитюдное исследование (от англ.longitude – продольный) – вид непрерывного научного исследования, рассчитанного на длительный срок. В лонгитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается, прежде всего, как функция времени.
М
Математические методы – методы, применяемые для обработки полученных методом опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основание для теоретических обобщений. К м.м. относят методы: регистрации, ранжирования, шкалирования.
Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания.
Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы.
Метод мозговой атаки – способ интенсификации интеллектуальной групповой деятельности путем совместного поиска решения задачи в эмоционально-благоприятной обстановке, способствующей максимальному раскрытию творческих возможностей каждого участника.
Методы проблемно-поисковые – способы, направленные на организацию поисковой и исследовательской деятельности обучающихся под руководством педагога (метод проблемного изложение, частично-поисковый метод, исследовательский метод).
Метод проектов – см. Проектная деятельность.
Моделирование – теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи реальных (физических) или идеальных, прежде всего, математических моделей.
Модель – это объект (система объектов), воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала. Различают предметное, знаковое, мыслительное, виртуальное моделирование.
Мониторинг – постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значение отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.
Н
Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения — объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).
Надежность эксперимента – устойчивость результатов эксперимента при его многократном проведении.
Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство.
Научно-исследовательская методика – совокупность методов, их целенаправленная организация и применение в познавательном процессе для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Научно-исследовательская работа (НИР) – работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов. Научно-практическая конференция – слушания научных докладов и обсуждение их практической значимости.
Научное общество обучающихся (НОО) – объединение обучающихся, создаваемое в образовательных учреждениях и при кафедрах высших учебных заведений с целью привлечения школьников к исследовательской деятельности: ставят опыты, проводят наблюдения, ведут самостоятельные научные исследования, выступают с докладами и лекциями на конференциях. Они работают в разных направлениях современных наук: сельскохозяйственных, лесных, биологических, экологических, краеведческих.

О
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Объект (от лат. objectum — предмет) – философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.
Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблему и избранные для изучения.
Объектная область исследования – это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Оценка результата экспериментальной деятельности – сопоставление полученных результатов экспериментальной работы с предполагаемыми или заданными. Выделяют следующие требования к показателям оценки: валидность и определенность.
П
Предмет исследования – точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта.
Приложение – часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.
Проблема (от греч. «задача») – осознание субъектом противоречия между реальной ситуацией и желаемым результатом. П. выступает в качестве практического или теоретического вопроса, требующего своего разрешения; это неопределенность или противоречие, возникающее в процессе познания.
Прогнозирование – это аргументированное предвидение результата планируемой деятельности.
Проектная деятельность («метод проектов», проектная технология) – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить определенную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. П.д. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Метод проектов возник в 1920-е гг. в США как «метод проблем», связанный с идеями гуманистического направления в философии и образования (Дж.Дьюи, В.Х.Киллпатрик). В России он разрабатывается с 1905 г. (школа С.Т.Шацкого), однако с 30-х гг. был осужден ЦК ВКП(б). Новая волна в разработке и внедрении метода в российской педагогической практике начинается с середины 1980-х гг., когда п.д. трактуется в русле оптимального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных жизненных, социальных, научных проблем. Среди основных дидактических характеристик п.д.: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска; практическая, познавательная значимость результатов; самостоятельна (парная, коллективная, индивидуальная) деятельность обучающихся; структурирование содержательной части п.д.; использование конкретных исследовательских процедур. В этапы реализации п.д. входят постановка цели и задач, планирование, сбор информации, ее анализ, оценка и презентация. В экологическом образовании п.д. выступает обычно естественным элементом образовательного процесса; выполняются различные типы проектов: информационные (сбор и анализ результатов социально-экологических наблюдений, реферативные и просветительские проекты по экологии городской среды и др.), творческие проекты (интегрированные с художественно-эстетическими подходами проекты, направленные на творческое осмысление природных образов), собственно исследовательские проекты (учебно-исследовательские работы по экологии сообществ, разным группам организмов, выполненные в лабораторных или полевых условиях) и др.
Р
Ранжирование – расположение в определенной последовательности показателей, зафиксированных в ходе исследования; определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.
Результат – итог деятельности, соотнесенный с ее целями. В реальности р. Может иметь две составляющие: предсказуемую (заранее определяемую), совпадающую с целью полностью или частично, и непредсказуемую (непредвиденные последствия).
Результат исследования – совокупность теоретических положений и практических рекомендаций, полученных в работе. Этот результат оформляется таким образом, чтобы его можно было использовать в научной и практической деятельности, чтобы он был раскрыт с содержательной и внутренне связанной с ней ценностной стороны. Только при таком условии новые знания могут быть включены в общенаучный фонд, взяты на вооружение научными и практическими работниками.
Рейтинг – термин, означающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале.
Респондент – участник исследования в качестве опрашиваемого.
Реферат (от лат.referre – докладывать, сообщать) – изложение содержания источника с лаконичной оценкой; письменное раскрытие состояния проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников по определенному оформлению.
Рецензия – произведение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.
Реципиент (от лат.recipientis) – лицо, воспринимающее адресованное ему сообщение; лицо, реагирующее на сообщение, - респондент.
С
Содержание – определяющая сторона целого, совокупность частей (элементов) предмета.
Справочная литература – издания, содержащие краткие сведения научного, общественно-политического, прикладного или бытового характера; издаются в виде словарей, справочников, энциклопедий, руководств, атласов и пр. в удобной для пользователей форме.
Сравнение – метод познания, позволяющий установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.
Статистический метод – совокупность приемов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления
Субъект – человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам.
Т
Тезаурус – 1. лингвистический словарь языка с полной смысловой информацией; 2. полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий свободно ориентироваться в нем человеку или машине; 3. словарь учебной дисциплины, государственного образовательного стандарта.
Тезисы докладов (сообщений) – сборник, содержащий материалы научной конференции, семинара, съезда или симпозиума, опубликованные до начала его работы для предварительного ознакомления. Тезисы – очень короткий документ от одной до трех страниц машинописного (компьютерного) текста. Основная задача при написании тезисов – в сжатой, конспективной форме изложить самые главные результаты исследования, которые докладчик, выступающий хочет доложить участникам конференции, семинара или симпозиума.
Тема [от греч. thema, букв. — то, что положено (в основу)] – предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д.
Теория (от греч.theoria – рассмотрение, исследование) – 1. совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности и основа развития теории – практика; 2. система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий.
Технология (греч.techne – искусство, мастерство и logos – слово, наука) – наука о мастерстве; совокупность эффективных и рациональных методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
У
Учебно-исследовательская группа дополнительного образования – группа обучающихся в учреждении дополнительного образования или в другом образовательном учреждении, объединенных решением исследовательских задач в рамках содержания дополнительного образования.
Учебно-исследовательская мастерская – объединение обучающихся, выполняющих исследовательские изыскания, поиск решения исследовательских, творческих задач.
Учебно-опытный участок – принадлежащий станции юных натуралистов, эколого-биологическому центру или иному образовательному учреждению земельный участок, на котором проводится опытническая, учебно-исследовательская работа и организуется доступный детям сельскохозяйственный труд.
Ц
Цель – отвлеченная, мысленная модель, проект определенного результата деятельности человека и путей его достижения.
Цель исследования – выявление причинно-следственных связей; это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы.
Ш
Школьное лесничество – трудовое объединение школьников, в котором обучающиеся овладевают лесотехническими знаниями и умениями работы в лесохозяйственном производстве и способствуют выбору профессии. На современном этапе в сферу деятельности ш.л. включена природоохранная и эколого-исследовательская работа, в рамках которой можно выделить следующие направления: исследования динамики растительных сообществ на территориях с различной степенью лесохозяйственного пресса; исследования последствий ведения лесного хозяйства на территориях различных типов и при различных формах лесопользования; изучение перспективных форм восстановления лесопокрытых территорий и др.
Э
Экспедиция экологическая – форма учебной и воспитательной работы, позволяющая организовать экологическую исследовательскую и учебную, а также социально-полезную работу в выездных (полевых) условиях. Э.э. является исторически одной из первых форм экологического образования, развивающегося в рамках натуралистического подхода. Формами проведения экспедиционной работы являются учебные полевые лагеря, ландшафтно-ознакомительные практики, туристско-краеведческие походы и выезды. По организации э.э. нередко разделяют на стационарные и маршрутные. Среди основных задач э.э. – формирование эколого-ориентированного ценностного сознания детей средствами учебно-практической и природоохранной деятельности; формирование детского коллектива, социально-адаптивных навыков поведения, овладение комплексом методов эколого-биологической практической деятельности: навыками исследования природных объектов и явлений в экспедиционных условиях, диагностики биологического материала, методами сбора и анализа информации, структурирования и презентации исследовательских работ; изучение эколого-биологических особенностей организмов, видов, сообществ; историко-краеведческих, этнографических аспектов исследуемой территории. В рамках образовательной деятельности э.э. предполагаются как учебные практикумы, так и исследовательские работы, нередко обладающие научной новизной.
Эксперимент – научный метод, заключающийся в исследовании объекта (системы, процесса) в управляемых и контролируемых условиях. В отличие от наблюдения, в э. заложена возможность коррекции состояния и координации поведения изучаемых объектов и явлений.
Этап исследования – отрезок времени, ознаменованный какими-либо качественными изменениями, событиями.





ЛИТЕРАТУРА
1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
2. Культура научной речи: Учебное пособие к спецкурсу для начинающих исследователей-педагогов / Сост. В.Т. Садченко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук, 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
4. Петрова Н.Н., Сухинин С.А. Статистический метод // География в школе. – 2004. - №4. – с.51-55.
5. Терминологический словарь для работников методических служб учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности / Авт.-сост. Моргун Д.В., Орлова Л.М. – М.: Изд-во МСоЭС, 2007. – 120 с.
 **************************
 Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).Именно предмет исследования определяет тему работы.
Тема — это узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно.
Актуальность, определение актуальности исследования — обязательное требование к любой работе. Обосновать актуальность значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.
Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она, и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
Проблема – это несомненным показатель актуальности в данной области исследования. Она является некой противоречивой ситуацией, требующей своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны, Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Гипотеза - в переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение».
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей.
Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.
Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть:
  • определение характеристики явлений, не изученных ранее;
  • выявление взаимосвязи неких явлений;
  • изучение развития явлений;
  • описание нового явления;
  • обобщение, выявление общих закономерностей;
  • создание классификаций.
  • формулировку темы;
  • актуальность исследования;
  • проблему исследования;
  • гипотезу;
  • практическую значимость;
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — т.е. традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
выявить...
установить...
обосновать...
уточнить...
разработать...
и т.д.
Цель — идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.
Задачи исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.
Определение методов исследования - от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования его проведение и получение определенного результата.
Проведение исследования - включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (т.е. «технологический» этап) и аналитический (рефлективный этап).
ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал. Тезисы — сжатое перечисление основных положений и выводов исследования.
Основные требования к оформлению тезисов по содержанию:                                    
  • обоснование актуальности темы;
  • главный тезис;
  • аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;
  • основные выводы.
По форме представления:
  • в печатном варианте;
  • в электронной версии;
  • размер кегля (шрифт) 12 пт, TimesNewRomаn, междустрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 0 пт, выравнивание по левому краю.
Правила оформления основных структурных элементов исследовательской работы
Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляют.
Оглавление следует за титульным листом (на странице 2). Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.
Введение представляет собой обоснование и актуальность выбранной темы.
Введение должно включать в себя:
Введение, как правило, начинается со страницы 3.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать несколько глав.
Глава 1 (Литературный обзор) обычно содержит итоги анализа специальной литературы.
Главы 2-3 и т.д. описывают цель и задачи работы, практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе исследования или эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Текст работы может делиться на крупные главы и мелкие параграфы.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. В заключении формируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Особой точности требует составление библиографического списка.
В переводе с древнегреческого «библиография» значит «описание книги».
Библиографический список — это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.
В список литературы входят все использованные в работе источники.
Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы:
  • фамилию, инициалы автора;
  • заглавие;
  • место издания, издательство;
  • год издания и объем в страницах.
Приложение — это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы (таблицы, диаграммы и графики, рисунки и т.д.). Оно размещается после основного текста. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:
  • они размещаются после библиографического списка;
  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) к исследовательской работе размещаются в приложениях и нумеруются последовательно. Например, Рис. 2. Схема электростанции. Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка.
Таблицы располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовок, который будет кратко характеризовать содержание табличных данных.
Цитирование. Цитировать - значит приводить цитату, т.е. дословную выдержку из какого-либо текста. Если используется мало источников, скажем, 3-4, то достаточно сделать на них библиографическую ссылку в конце работы. Если же источников много, то нужно делать ссылки в тексте. В тексте в прямоугольных скобках указывается номер, под которым источник информации значится в библиографическом списке. (Например: [2]: источник числится под номером “2” в библиографическом списке).

Комментариев нет:

Отправить комментарий